Каталог статей
Главная » Статьи » Дефектология » Консультации |
Чем
определяется значение ранней диагностики и ранней коррекции в развитии у детей
Доподлинно
известно, что ранний возраст (от 0 до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее
ответственным периодом, когда развиваются моторные функции,
ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования
эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные
возможности коррекционной помощи. Наличие ранней
комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в
психическом развитии малыша группы риска (в результате коррекции в раннем
возрасте до 30 % детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей
наблюдается стойкий положительный эффект) и, следовательно, позволит сократить
долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в
специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная
помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся
недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив
тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты
отечественных и зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью
показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в
развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в
развитии вторичной и третичной природы, откорректировать уже имеющиеся
трудности и в результате – значительно снизить степень социальной
недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь
максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования,
степени интеграции в общество. В связи с
этим в настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной
коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими
службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития
каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий
коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия. Разрабатываются
приемы и методы экспресс-диагностики, направленной на определение актуальных
возможностей ребенка, а также и в прогностическом плане - на определение зоны
его ближайшего развития (важно определить не только то, что ребенок знает и умеет,
но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи). При изучении
и воспитании детей дошкольного возраста интегрируются данные разных научных
дисциплин: общей и специальной психологии и педагогики, невропатологии и
психопатологии, отоларингологии и офтальмологии, лингвистики и диалектологии и
т.д. Развитие
коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску
новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на
детей с различными видами отклонений в развитии. В связи с развитием
психолингвистики эти поиски стали не только интенсивнее, но и результативнее. В настоящее
время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной
коррекционной педагогики и специальной психологии по проблеме ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Многочисленные работы посвящены
детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой,
двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих
специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие
методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного
воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и
механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные
имеющемуся у ребенка дефекту. Специалисты
в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и работники детских
дошкольных учреждений должны быть достаточно ориентированы в вопросах
дифференциальной диагностики разного рода нарушений развития ребенка, иметь
представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической
коррекции, а также владеть приемами и методами раннего (на первом году жизни)
выявления имеющихся проблем в развитии. Одни нарушения
носят центральный характер, другие -периферический. В одних случаях нарушается
речевое либо интеллектуальное развитие, в других выявляется сенсорный дефект
(нарушения слуха, зрения и т.д.), иногда нарушения касаются двигательной сферы.
Одни нарушения более легкие, другие носят тяжелый органический характер. В
последнее время чаще встречаются не тяжелые, а слабо выраженные (или, как их
еще называют, парциальные, частичные) нарушения, но в их комбинозе (сочетании),
что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию коррекционного
воздействия. Комплексное
психолого-педагогическое коррекционное воздейиствие на детей раннего и
дошкольного возраста с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда
методолого-методических принципов. Это принципы системности, последовательности
в работе, дифференцированного и индивидуального похода к ребенкy, принцип
доступности и др. Одним из первоочередных и наиболее важных является
онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических
особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип
ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию
или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного,
двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для
последующего саморазвития личности, которое возможно только при
сформированности ключевых звеньев развития. Также очевидно,
что раннее выявление нарушений позволяет провести раннюю коррекцию и отправить
детей в специальные учреждения. Дети, посещающие службу раннего вмешательства
(психо-социальную реабилитацию), также при необходимости проходят курсы
восстановительного лечения (медицинскую реабилитацию), т.е. полную и
комплексную коррекцию. Дети, прошедшие такую комплексную поддержку, отличаются
от сверстников более быстрой адаптацией к условиям окружающей среды, меньшей
подверженности стрессам, лучшим восстановлением нарушенных функций, лучшим
контактом с родителями. Все это позволит в дальнейшем более успешно провести коррекционную
работу по преодолению имеющихся вторичных отклонений в познавательном развитии
ребенка. | |
Просмотров: 4810 | |
Всего комментариев: 0 | |