Каталог статей
Главная » Статьи » Инклюзивное образование » материалы круглого стола |
Интеграция и
инклюзия В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится
в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой
инклюзивного образования. Инклюзивное
образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) -
процесс развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзия
означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты
школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также
все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства
к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения,
ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания
детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или
обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является
разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает
необходимым буквально для всех учеников в классе. «Интеграция»
и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого,
поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала
рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной
системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость
в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются
частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая
школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями.
Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и
изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших
рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей. Первичным и важнейшим этапом подготовки
системы образования к реализации
процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее
специалистов. Уже на первых этапах развития
инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой
школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с
особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток
профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и
профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером»
является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников
процесса, негативные установки и
предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться,
психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Но самое
важное чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с детьми
с разными возможностями к обучению и
учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. Использование совместных усилий
учителей массовой и коррекционной школы
– наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со
специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в различных
моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных
педагогов. В настоящее время в КМР:
Основные опасения педагогов
массовых школ связаны с пониманием
собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием
форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии.
Это ставит серьёзные задачи
не только перед психологическим сообществом образования, но и перед
методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных
учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования
нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов
методической службы в области коррекционной педагогики, специальной и
педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации
обучения детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых, в
первую очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. | |||||||||||
Просмотров: 6246 | |
Всего комментариев: 0 | |