Как организовать логопедические занятия дома
Итак, вы решили самостоятельно начать
заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить
квалифицированную помощь.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность
выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики
(зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших
пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную
посуду и т. д.
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у
ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут
пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов,
журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете
складывать свою «коллекцию».
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры, о которых
говорится в разделе, посвященном этой теме: пластилин и другие материалы для
лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей —
нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать
малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.
Все занятия должны строиться по правилам
игры!
Можно «отправиться в путешествие» в
Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже
могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется
ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет
сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно
проявится.
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно
проводятся:
- игры на развитие мелкой
моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр — 2—3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и
артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной
заикания.
Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Длительность занятия без перерыва не
должна превышать 15-20 минут!
Позже внимание ребенка рассеется, и он
не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут
сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы
увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не
реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам
игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на
некоторое время.
Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня
после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на
несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите
утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического
слуха — во второй половине дня.
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать
малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту,
опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» —
спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие
педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок
устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым
занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с
родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного
произведения совпадала с лексической темой недели (см. далее).
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные
от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов,
покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших
губ, запоминает их.
|