Каталог статей
Главная » Статьи » Логопедия » Консультации |
Роль детского сада в развитии речи ребенка Детский сад развивает все детские способности
и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению,
чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи,
методическое развитие речи и языка лежат
в основе всей системы воспитания в детском саду. Детскому саду вменено в обязанность
создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы
развиваться правильно и беспрепятственно. Развитие человека - физическое и
психическое – проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний
детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый
(отрочество), юношеский возраст, зрелость. Интеллект
появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в
дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и
совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие
ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него
развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой
возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием
интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого
общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать
полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то
трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово
животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте
после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они
имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми
элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был
сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было
научить речи. Известны многочисленные случаи, менее
трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались
психически недоразвитыми, плохо усваивали речь ( с трудом учились в школе),
потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в
младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский
описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын
железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в
дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она
не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым.
Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата,
нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками
для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того,
что интеллект его не развился. Своевременное
и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием
становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного
ее развития. Своевременное – значит
начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и
побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой
возрастной ступени. Внимание к развитию речи ребенка на первых
возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно
развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов,
функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период
их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций
задерживается и даже может остановится навсегда. Для функции речетворчества «таким
«критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому
сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок
овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается
большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено
должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать
упущенное. Перед
детским садом стоит задача -научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими
людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме. Речь ребенка служит надежным средством общения
в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты
выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности
произношения. В той или иной мере эти качества при благоприятных
условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей,
чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду
связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка
планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов. Воспитатель
развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им
ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей,
общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание
ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным
благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется
и закрепляется познавательная деятельность
человека. В детском саду не только учат детей
свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают
умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях:
высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни,
отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить,
который час, узнать, что будет на завтрак и т.п. Детей
учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть
по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя,
Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые
формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром
и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а
смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко,
так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность
ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться
в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без
ненавязчивости. Воспитание культуры речи тесно связано с
воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны
выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам,
любовь к родным и близким, уважение к старшим. Учитывая индивидуальные особенности
поведения детей, воспитатель приучает их
слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному
ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать
речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить
тихо, когда другие занимаются или отдыхают.
Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не
обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в
течении всего пребывания ребенка в детском саду . Перед детским садом стоит еще одна
важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову. Художественная литература оказывает
огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и
вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения
их речи. В дошкольные годы жизни ребенка
его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими
книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с
некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной
литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной
литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его
чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе. Художественная литература обогащает
эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают
вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Воображение ребенка следует за течением
рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека
воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает
развивать художественная книга. Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет,
вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений
образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет
расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка.
Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим
устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений
возможно большего числа внешних чувств и мер
активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения
окружающей его действительности. Воспитательница следит за тем, чтобы
каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому,
чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они
умели описать то, что видят, умели сравнивать. Воспитательница в совершенстве владеет
родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети
могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными
педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для
осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства. Обучение языку идет рука об руку с
развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении
с ними, черпать в них радость и вдохновение. Живое слово, образная сказка, рассказ, в
должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение,
народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к
дальнейшим, более глубоким художественным восприятием. Ребенок живо, всем существом своим
отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице
и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его
литературные вкусы слагаются на лучших образцах. Обучение ребенка начинается задолго до
того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим
обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за
шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не
руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем
обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на
выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе
именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо. Итак, какова же роль детского сада в
развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей
правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими
людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи),
воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь,
воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем
в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания
в детском саду. К концу дошкольного возраста большинство
детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть
словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь
детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых. | |
Просмотров: 4051 | |
Всего комментариев: 0 | |