Каталог статей
Главная » Статьи » Общие рекомендации |
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПк. Государство
гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования.
За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от
закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее
распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая
интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их
нормально развивающимися сверстниками в стенах образовательного учреждения.
Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо
опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что
позволит осуществить социально-образовательную интеграцию, которая предполагает такую организацию совместного
обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения
учащимися опыта положительного взаимодействия.
Выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения,
социально - психологического сопровождения,
воспитания и первоначальной
профессиональной подготовки. Для обеспечения
дагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ и были созданы школьные ПМПк, под руководством которых осуществляется
обучение детей в общеобразовательном интегрированном классе по специальным
(коррекционным) программам.
Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на
основании решения районного ПМПК при
совпадении желания родителей и наличия в учреждении
необходимых психолого-педагогических условий. Но прежде чем выйти на районную ПМПК,
школьный консилиум проделывает огромную работу по выявлению детей с отклонениями
в развитии, по работе с родителями, педагогами (очень важно вовремя отследить
такого ребёнка, провести диагностическую работу, суметь убедить родителей, что
их ребёнку просто необходима помощь специалистов для определения дальнейшего
образовательного маршрута). Деятельность общеобразовательного
интегрированного класса и деятельность школьного ПМПК регламентируется нормативно правовой базой. Школьный ПМПк не
только руководит всем ходом интегрированного обучения, он же осуществляет и необходимую
корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает
необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение
дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или
уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков
дополнительного образования, контролируют результативность обучения и
психолого-педагогического сопровождения. Классы интегрированного
обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. На учителя такого
класса ложится огромная ответственность, ему важно понимать и принимать всех
детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде
всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные
человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения —
создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы
все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый
школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный
процесс.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия,
способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных
возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во
внимание особенности их развития. Тем самым осуществляя принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными
образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине
важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого
ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на
уроке.
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует
моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в
обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных
сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного
обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и
взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников
осуществляется в тесном сотрудничестве не только с основным учителем и под его
руководством, но и с педагогом психологом. Любая коррекция основывается на том
или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные
ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Позитивного результата во взаимоотношениях
школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при
продуманной системной работе всей команды школьного ПМПк, составными частями
которой являются формирование положительного отношения к учащимся с
особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного
общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный отбор учебных планов,
образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплектов.
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для
учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с
проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников,
с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной
образовательной программе VII или VIII вида.
Учебные планы готовит заместитель директора по учебно-воспитательной
работе школы совместно с членами ПМПк.
На основе учебного плана школы, рекомендованных программ и разработанных
по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное
календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее
общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы). В
его составлении участвуют не только учителя начальных классов, но и члены
школьного ПМПК. Это обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на
изучение учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной
программы следует распределить между изучением их в условиях общеобразовательного
класса и на специальных уроках: в классах коррекционно-педагогической
поддержки. Учителя и члены ПМПк совместно
разработали алгоритм составления интегрированного календарно-тематического
планирования таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития
изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна
его личной образовательной программе: · Изучение
общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ. ·
Поиск
логично связанных между собой тем по предмету. · Выделение
общих тем для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного
класса и в классах коррекционно-педагогической поддержки. ·
Составление
календарно-тематических планов. Особую сложность представляет
для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного
обучения. Особое
внимание при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, уделяется
разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны,
отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а
с другой ― фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной
программы. Кроме того, выставляемые ребенку оценки должны быть понятны и ему
самому. На начальных этапах обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему
выставляется та или иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика
может быть как устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в
тетрадь. При этом важно, чтобы при ее выставлении за четверть и по итогам
учебного года участвовали как учителя общеобразовательных классов, так и
педагоги, коррекционно-педагоической поддержки. Параметры
оценивания детских работ по математике, чтению и русскому языку также
обсуждались и были приняты на заседании школьного ПМПк Таким образом,
организация эффективной социально-образовательной интеграции возможна только в
условиях тесного взаимодействия всех членов ПМПк. Все члены школьного ПМПК работают в
тесном контакте, как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с
родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность
его обучения. Роль школьного
ПМК в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и
коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития в
условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при
правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и
психофизического развития учащихся, а также при осуществлении
индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в
общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой,
адаптироваться в социуме.
| |
Просмотров: 3709 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |