История ПМПК
Во все времена одним из показателей уровня культуры и духовности нации является отношение общества к инвалидам. В России за последние годы растет количество детей-инвалидов. И это – одна из острейших проблем нашего общества. У нас в стране дети с ограниченными возможностями воспитываются и обучаются в домах интернатах, специальных, коррекционных школах, классах и в домашних условиях.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-медико-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого - педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.)
Психолого-медико-педагогическая комиссия была создана в Каслинском муниципальном районе в марте 2009 года на сновании Постановления главы Каслинского муниципального района от 30.12.2008 г. № 1579 и Приказа начальника Управления образования Каслинского муниципального района от 29.12.2008 г. №01-654.
Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Деятельность ПМПК непосредственно затрагивает вопросы психического и физического здоровья детского населения России, а, следовательно, перспектив развития страны в целом.
В 2001 году Госдума РФ приняла соответствующую поправку к Закону «Об образовании». Таким образом, по Закону «Об образовании» именно по заключению ПМПК решается судьба детей и подростков с отклонениями в развитии в системе образования.
Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера соответствующей медико-социальной и психологической помощи.
В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей – представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
Специалисты ПМПК помогают решать задачу обеспечения доступа к качественному образованию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями). По результатам диагностики рекомендуются индивидуальные программы обучения и коррекции, ведется дальнейшее наблюдение. Специальная работа ведется и с родителями данной категории детей, предлагаются оптимальные формы взаимодействия, идет обучение эффективным методам помощи. При социальной реабилитации важная роль принадлежит семье. Психологическая готовность родителей помочь своему ребенку с ограниченными возможностями, активное включение семьи в процесс становления человека совместно с педагогами, специалистами ПМПК являются основополагающими.
Подготовка общества к пониманию проблем детей-инвалидов и их семей, принятие таких детей в общество сверстников способствуют росту культурного уровня населения.