Каталог файлов
Главная » Файлы » Рекомендации |
05.10.2012, 08:21 | |
При решении вопросов, связанных с
необходимостью определения профиля обучения дошкольников коррекционных групп
при массовых ДОУ и коррекционных детских садов, при необходимости дублирования
класса, перевода в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо
комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая
документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование. Для специалистов, проводящих
психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для
врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную
информацию о ребенке, является педагогическая характеристика/ Этот документ
заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем
школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью. Педагогическая характеристика должна
составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие
сведения: ·
сколько времени
находится ребенок в данном детском учреждении; ·
особенности
адаптации ребенка к детскому учреждению; ·
в каком возрасте
поступил в школу и какова степень подготовленности; ·
как успевает
ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок
(отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); ·
особенности
поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более
детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена
двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность,
несобранность и т.д.; ·
взаимоотношение
ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок
драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся
к нему другие дети; ·
указать, какие
меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий
режим и т.д.). Анализ педагогических характеристик
детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает,
что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Данные, содержащиеся в педагогической
характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми
программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях
взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при
обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической
деятельности в целом. К сожалению, многие педагоги не отражают
в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения,
получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое
обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся
следующие:
1. Неполное составление педагогических
характеристик, 2. Несоответствие содержания
требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике. 3. Отсутствие в психолого-педагогических
характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала. 4. Излишне подробные характеристики,
содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации. 5.
Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и
обоснованных выводов педагога. Для оказания помощи педагогам дошкольных
и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие
формы психолого-педагогических характеристик.
Психолого-педагогическое представление
на ПМПК (для ребенка
дошкольника):
Дата заполнения представления
______ 20_______ года Фамилия, имя, отчество
ребенка __________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________ ДОУ _____________ тип ____ группа _________
тип группы ________________ Срок пребывания в данном ДОУ
________________________________________ В каком возрасте поступил ____________________________________________ Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) ______________________ ______________________________________________________________________ Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в)
недостаточная; г) плохая;
д) иное
______________________________________ Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер. Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б)
игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра;
г) игра отсутствует; д) иное ________________________________________________ Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б)
усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г)
программу не усваивает; д) иное __________________________________________ Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного
восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г)
комплексные нарушения восприятия;
д) иное
_________________________________________ Внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое Память (преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в)
моторная; г) смешанная Память (проблемы): а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро
забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________ Мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в)
грубые нарушения мышления;
г) иное _________________________________ Моторика: а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное
________________________________________ Основные трудности, отмечаемые в общении: а) трудностей нет; б) не умеет
поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен
со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное _________________ Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются
трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически
неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное ___________ Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное
______________________________________ Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту; б)
недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ___________________________ Отношение к занятиям, деятельность: а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г)
мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное ________________ Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в)
темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д)
темп деятельности быстрый, но
деятельность «хаотична и бестолкова»; е)
иное __________________________________________________________________ Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет; простудными заболеваниями;
в) имеет хронические нарушения здоровья; г) плохо ест; д) трудно засыпает и
беспокойно спит; е) иное ________________________________ Дополнительные особенности развития ребенка: _________________________ ______________________________________________________________________ Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения
педагога: ______ ______________________________________________________________________
Педагог ___________________________ Заверяю: заведующий ДОУ ___________________________ М.П.
Психолого-педагогическое
представление на ПМПК (для ребенка школьника)
Фамилия, имя, отчество
ребенка __________________________________________ Дата рождения « _____
»_______ г. Образовательное
учреждение_____________________________________________ Класс (группа) ______
общеобразовательный, КРО, компенсирующий История обучения: до
поступления в школу посещал (не посещал) ДОУ обычного типа (логопедическая,
коррекционная группа), ДОУ коррекционного типа Поступил в _____ класс в
______ месяце______ года. Оставлялся ли на 2 год
(да, нет, в каких классах) ____________________________ Домашний
адрес________________________________________________________ Телефон:______________________________________________________________ Общее впечатление о
ребенке:____________________________________________ Общая осведомленность и
социально бытовая ориентировка: Сведения о себе, о своей
семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального
развития:___________________________________________________ Особенности психофизического
развития: работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики,
зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности
внимания, памяти, проявления левшества ______________________________________________________________________ Сформированность учебных
навыков Общая оценка учебных
навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)________________________________________________ Математика (счетные
навыки, их автоматизация, понимание программного материала) ____________________________________________________________ Характер трудностей при решении
примеров, задач, геометрических построений ______________________________________________________________________ Чтение (тип, темп,
осознанность, возможности пересказа) ____________________ Характерные ошибки чтения
_____________________________________________ Письмо (особенности
графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ) _____________________________________________________ Характер ошибок письменно
речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах) ____________________________________________________ Особенности устной речи
(звукопроизношение, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационно
выразительное оформление)_________________ ______________________________________________________________________ Общетрудовые
умения___________________________________________________ Особенности обучаемости
(насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной
помощи педагога, других учащихся)_______________ ______________________________________________________________________ Эмоционально-поведенческие
особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися,
учителями ______________________ ______________________________________________________________________ Выводы и рекомендации
педагога: _____________________________________
Подпись педагога
(классного руководителя) ____________________ « ___» ___________ ______г.
С педагогическим
представлением согласен, подпись педагога заверяю:
Директор школы ______________________ ( _______________________) М.П. | |
Просмотров: 32903 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||